Достигнутые договорённости расширяют сотрудничество компаний в области повышения эффективности поддерживающих функций и цифровизации, а также ускорения импортозамещения. Сотрудничество специалистов Почты России и «Росатома» позволит обеим сторонам делиться лучшими практиками и находить оптимальные решения для возникающих вызовов.
В 2024 г. «Росатом» начал пилотное внедрение платформы программной роботизации «Атом.РИТА» («роботизированный интеллектуальный технологичный ассистент», разработан IT-интегратором «Росатома» — АО «Гринатом») в части подразделений Почты России. Эта платформа позволяет автоматизировать ряд рутинных процессов и повысить эффективность работы. Также Почта России тестирует другой программный продукт «Росатома» — «Атом.Порт». Это решение позволяет обеспечивать автоматизированную миграцию рабочих мест на отечественное ПО и управление конфигурациями как в процессе миграции, так и после неё.
Ещё одно из приоритетных направлений сотрудничества — создание и развитие логистических сервисов. Совместная работа в этом направлении предусматривает использование авиационного флота и железнодорожных мощностей Почты России для задач госкорпорации «Росатом».
«Сотрудничество с госкорпорацией “Росатом” в области цифровизации открывает перед нами новые возможности для улучшения качества услуг и оптимизации процессов. Мы уверены, что совместная работа позволит эффективнее внедрять инновационные решения», — отметил Михаил Волков.
«Сотрудничество между “Росатомом” и Почтой России демонстрирует, что объединение ресурсов и опыта крупных государственных предприятий может привести к значительным положительным изменениям, как в рамках самих компаний, так и в более широком экономическом и социальном контексте. Уверен, что этот важный шаг на пути к цифровому будущему принесёт пользу не только участникам соглашения, но и пользователям их услуг по всей России, а также послужит отличным примером для других организаций, стремящихся к улучшению своих внутренних процессов и усилению конкурентоспособности на рынке», — сказал Алексей Лихачев.
Первое соглашение о сотрудничестве Почта России и «Росатом» заключили в 2023 г. Оно стало важным шагом в развитии взаимодействия компаний. Результаты первого года совместной работы были оценены как успешные, что послужило основой для продолжения партнёрства. Например, завершены подготовительные этапы по обследованию бизнес-процессов для проекта по созданию общего центра обслуживания для Почты России, определён регион для тестирования пилотных решений для централизации функции кадрового делопроизводства.
Справочно:
АО «Почта России» — крупнейший федеральный почтовый и логистический оператор страны, входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации. Седьмая крупнейшая компания в мире по количеству отделений обслуживания клиентов — свыше 38 000 точек, порядка 66% из которых находятся в малых населенных пунктах. Среднемесячная протяженность логистических маршрутов Почты составляет 54 млн километров.
С 2015 г. государство не предоставляет компании меры поддержки, позволяющие покрыть расходы на содержание сети объектов почтовой связи в соответствии с требованиями по размещению отделений и оказанию универсальных услуг связи.
Почта России — один из самых крупных работодателей страны. Численность почтовых работников составляет 265 000 человек.
Ежегодно Почта России принимает около 1,3 млрд бумажных писем и обрабатывает около 240 млн посылок. Компания помогает переводить юридически значимую переписку в цифровой формат — в 2022 г. Почта доставила 238 млн электронных заказных писем. Почта России обслуживает около 20 млн подписчиков в России, которым доставляется более 400 млн экземпляров печатных изданий в год. Ежегодный объём транзакций, которые проходят через Почту России, составляет около 2,6 триллиона рублей (пенсии, платежи и переводы).
Госкорпорация «Росатом» — глобальный технологический многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Включает в себя более 350 предприятий и организаций, в которых работает 290 тыс. человек. С 2018 года реализует единую цифровую стратегию (ЕЦС), предполагающую многоплановую работу по ряду направлений. В направлении «Участие в цифровизации РФ» является центром компетенций федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»; выступает компанией-лидером реализации правительственной «дорожной карты» по развитию высокотехнологичной области «Новое индустриальное программное обеспечение»; с 2021 года реализует первый российский проект по импортозамещению целого класса промышленного ПО — систем инженерного анализа и математического моделирования (САЕ-класс), с 2022 года выступает координатором проекта по созданию российской PLM-системы тяжелого класса. В направлении «Цифровые продукты» разрабатывает и выводит на рынок цифровые продукты для промышленных предприятий — в портфеле Росатома более 60 цифровых продуктов. В направлении «Внутренняя цифровизация» обеспечивает цифровизацию процессов сооружения АЭС, цифровое импортозамещение и создание Единой цифровой платформы атомной отрасли. Также в рамках ЕЦС Росатом ведет работу по развитию сквозных цифровых технологий, в числе которых технологии работы с данными, интернет вещей, производственные технологии, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, робототехника и сенсорика и др. В направлении «Цифровые компетенции и культура» реализует образовательные программы для повышения цифровой грамотности сотрудников, а также развивает отраслевые производственно-технологические площадки и конкурсы профессионального мастерства по теме цифровизации.
АО «Гринатом» — ИТ-интегратор госкорпорации «Росатом». Компания ведет собственную разработку ПО, осуществляет поддержку и развитие корпоративных ИТ-систем, разрабатывает программных роботов, занимается проектным управлением, импортозамещением, применяет искусственный интеллект и машинное обучение.